Смерть по внушению

В уголовном кодексе африканского государства Руанда содержится статья, предусматривающая смертную казнь за колдовство, приведшее к смертельному исходу. Для европейцев это звучит дико, однако этнографы, изучающие жизнь коренных народов Африки, Океании, Азии, Латинской Америки, утверждают, что колдуны действительно обладают способностью "заколдовывать" насмерть благодаря повышенному самовнушению их соплеменников.

Американский врач Гарри Райт рассказывает о целом ряде подобных случаев, свидетелем которых он был. В центре девственных лесов бразильского района Шингу в Амазонии Райт познакомился со знахарем из племени шаванта по имени Чоро. Когда в племени тяжело заболела женщина, Чоро попросил, чтобы она назвала пять имен своих врагов (знахарь у шаванта по совместительству и "начальник полиции"). Из этих пятерых один был обвинен в том, что послужил медиумом (передатчиком) заряда боли, посланного колдуном чужого племени на эту женщину. Чоро пытался вылечить заболевшую (перебороть чужое колдовство); в случае неудачи обвиняемый медиум подлежал смерти.

В ожидании исхода болезни индеец-медиум был заключен под стражу в хижину, куда ему приносили еду. Когда же больная умерла, произошло, по описанию Райта, следующее:
"Человек (обвиняемый) жадно ел. Я обернулся и увидел, что колдун спокойно стоит у двери хижины, наблюдая за этой картиной. Человек тоже увидел Чоро. Неожиданно он сжался в клубок и покатился по земле. Тело его забилось в судорогах. Вскоре индеец был мертв. "Наверное, пища была отравлена",- подумал я и решил спросить об этом у Чоро. Чоро взял поднос с остатками пищи и спокойно зачавкал. Его морщинистое лицо было совершенно бесстрастно..."

Анализируя происшедшее с точки зрения медицины и психологии, Райт далее пишет: "Человек внезапно почувствовал приступы боли в желудке. Это могло быть одной из десятка возможных желудочных болезней. У меня не было возможности тщательно осмотреть больную. Ее могли отравить, у нее могло быть острое несварение желудка, острый запор или же какие-нибудь психические нарушения. Женщина умерла, видимо, в результате своей болезни. Перед смертью она обвинила другого человека, и этот человек умер тоже. Никаких физических причин его смерти не было видно. Было доказано его участие в злом колдовстве, он был уверен в своей вине и неотвратимости возмездия... Знахари понимают самые глубокие, причины страхов и суеверий, своих соплеменников. Они располагают наборов приемов (некоторые называют их фокусами), с помощью которых воздействуют и морально и физически на своих пациентов. Знахарь зачастую использует различные листья, порошки и настойки, медицинские свойства которых проблематичны. Но работает он в аудитории, где нет скептиков. Он применяет методы гипноза или самовнушения. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу ужаса, он прибегает даже к убийству" [12].

В подтверждение этих выводов Гарри Райт приводит еще один случай - на этот раз среди папуасов на Новой Гвинее. В присутствии американского врача в деревне Бабак, стоящей на реке Сепик, местный знахарь (пури-пури) уличил одного из жителей деревни в воровстве бетеля (применяемой для жевания смеси листьев кустарника Piber Betle, возбуждающей нервную систему). Разжевав остатки украденного бетеля, пури-пури выплюнул эту кашицу в сухие листья, завернул и посыпал сверху "колдовским" порошком. После этого друзьям вора было торжественно объявлено, что их приятель обречен на смерть. Спустя несколько дней вор действительно умер.

Существуют свидетельства о том, что колдуны многих народов, находящихся на низких ступенях развития, умеют убивать на расстоянии. В Индии, у подножия Голубых гор, целое племя курумба имеет репутацию колдунов, наводя ужас на соседние племена.

Доктор Нарасимха, долго живший среди племени курумба, говорит: "Я атеист... Всю жизнь занимаюсь естественными науками и уверен, ничего сверхъестественного в "колдовстве" курумба нет. Но они, по-видимому, научились использовать в своих целях некоторые пока не объясненные нами свойства человеческой природы.

...Как правило, люди, о которых говорят, что их "околдовали" курумба, умирали от гангрены кишечника *, и спасти их было невозможно. И самое поразительное, что все умирающие - я свидетельствую это как врач - за несколько часов до смерти кричали от страха и заслоняли рукой глаза. Представляете, какой ужас испытывают окрестные жители перед курумба. Или, например, вот еще одна история. Однажды курумба захотел жениться на девушке из племени тода. Но тода никогда бы не отдали ее замуж за ненавистного им курумба. И девушка вдруг умирает. Вот так, ни с того ни с сего. Вечером была совсем здоровой, а утром ее нашли мертвой. Состоялась погребальная церемония. Как предписывает обычай тода, тело умершей сожгли на костре, а останки сохранили для окончания церемонии, завернув в ритуальное покрывало. Через несколько месяцев останки вынесли, чтобы соблюсти вторую, так называемую "сухую", погребальную церемонию. И что же вы думаете? В покрывале, где хранились останки, оказались... куски полусгоревшего бананового дерева. А девушку потом видели живой и невредимой в одной из деревень курумба" [14].

Если исключить откровенную фальсификацию и вмешательство "сверхъестественных" сил, то в данном случае остается только версия о массовом гипнозе.

Сила самовнушения действует одинаково на всех континентах. У аборигенов Австралии существовал так называемый инициальный тип магии, при котором начальное действие (прицеливание, замах и т. д.) производилось, а дальнейшее (полет оружия) происходило гипотетически, с помощью колдовской силы. А чтобы воздействие обряда было сильнее, со- вершавший обряд иногда подбрасывал жертве орудия колдовства-палочки, косточки и т. д. Вера в силу насланной порчи была так велика, что человек, ставший ее объектом, терял волю к жизни, впадал в апатию и умирал.

В некоторых австралийских племенах (у юлеигоров Арнемленда, у алава и др.) вредоносной магией занимались "специалисты" по порче и ведовству, но в большинстве племен считалось, что наслать порчу способен любой человек.

Смерть в результате самовнушения у древних народов была порой связана с непреднамеренным нарушением табу. Существует рассказ о маорийце (Полинезия), который случайно набрел на останки чужой трапезы и съел найденную пищу. Каков же был его страх, когда он узнал, что наткнулся на стоянку вождя племени! По поверьям маорийцев, это считалось одним из самых ужасных преступлений, расплата за которое - смерть. Поскольку нарушитель табу свято верил, что гибель его неизбежна, так оно и произошло. Он умер от страха перед смертью.
* Однако Л. Уотсон в книге "Ошибка Ромео" говорит, что при проведении нескольких клинических исследований людей, умиравших совершенно здоровыми от колдовства, "ни в одном из случаев врачам не удалось выделить микроорганизмы или обнаружить повреждения, вызвавший резкое ухудшение физического состояния этих пациентов,- им оставалось лишь регистрировать симптомы. Под влиянием колдовства дыхание жертвы учащалось, а сердце начинало биться все быстрей, пока не наступало его полное сокращение, ведущее к остановке сердца. Показатели гематокрита, полученные в процессе умирания, продемонстрировали быстрое сгущение крови в результате выхода жидкой части крови из кровеносного русла в мышечную ткань. Как будто жертву резали невидимым ножом - настолько наблюдаемые симптомы напоминали сильный шок, вызванный хирургическим вмешательство. В других случаях, констатируя смерть от колдовства, врачи применяли такие формулировки как "внезапная гемодинамическая перестройка" или "пароксизмальная вентрикулярная тахикардия", которые, по существу, являются синонимами диагноза "остановки сердца". Другие считали причиной смерти "гиперрефлекс, направленный на поддержание определенного уровня кислорода в крови", либо "каталепсию, развившуюся вследствие кислородного голодания" [13]. Так что ни о какой гангрене кишечника не может быть и речи. Впрочем, Л. Уотсон справедливо замечает, что диагноз при смерти от колдовства не имеет принципиального значения. Поразителен сам факт, что мозг обладает способностью в кратчайший срок убивать тело - источник собственного существования.

You have no rights to post comments