Смерть на воде и под водой

Сказать, что в XX веке корабли гибли часто - все равно что ничего не сказать. Тысячи тысяч крупных и мелких судов исчезли в просторах Мирового океана. Причины их гибели большей частью известны, но есть и таинственные случаи. Например, только с 1976 по 1980 г. исчезли 118 судов, обломки которых не были найдены и причина катастрофы не установлена.

В Мировом океане есть особые зоны, над которыми словно тяготеет проклятие. И как бы ученые - гидрологи, метеорологи и прочие "ологи" ни убеждали нас в естественности причин гибели в этих районах судов и самолетов, человеческая природа такова, что мы вечно будем искать здесь тайну. Ну а самый известный в этом смысле район - знаменитый Бермудский треугольник, расположенный между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и южным мысом Флориды. Поскольку в мою задачу не входит анализ споров вокруг Бермудского треугольника, ограничусь сухой статистикой.

Еще в XIX веке в этом районе произошло несколько загадочных историй с кораблями. В 1840 г. неподалеку от столицы Багамских островов было обнаружено французское судно "Розали", дрейфовавшее в море с поднятыми парусами, но без экипажа. В 1854 г. исчезло судно "Белла". В 1872 г. была найдена бригантина "Мэри Селест", идущая под парусами, но с отсутствующим экипажем. В 1881 г. такая же история произошла с английской шхуной "Эллен Остин", а годом раньше, отплыв от Бермудских островов, пропало судно "Атланта".

А теперь хроника жертв, погибших в Бермудском треугольнике и близлежащей акватории в XX веке.
20 октября 1902 г.
Обнаружено немецкое четырехмачтовое судно "Фрея", покинутое экипажем.
10 ноября 1909 г.
Погибла яхта "Спрей" яхтсмена-одиночки Джошуа Слокама.
Март 1918 г.
Исчез грузовой пароход "Циклоп" водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек.
Январь 1921 г.
На отмели Дайамонд Шоулз обнаружена пятимачтовая шхуна "Кэррол А. Диринг". Все 12 членов экипажа пропали.
19 апреля 1925 г.
В сильный шторм погиб японский пароход "Риуфуку мару".
Декабрь 1925 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Котопакси".
Март 1926 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Судуффко" с экипажем из 29 человек.
4 февраля 1940 г.
Обнаружена шхуна "Глориа Колита", на которой отсутствовал экипаж.
Ноябрь 1941 г.
Исчезло американское грузовое судно "Протеус".
Декабрь 1941 г.
Исчезло американское грузовое судно "Нереус".
22 октября 1944 г.
Обнаружено кубинское судно "Рубикон", на котором отсутствовал экипаж.
5 декабря 1945 г.
Исчезли 5 американских самолетов типа "Эвеиджер" с 14 членами экипажей.
30 января 1948 г.
Исчез самолет типа "Тюдор IV" британской компании ВSАА.
Март 1948 г.
Найдена пустая моторная лодка, пропали три члена ее экипажа.
28 декабря 1948 г.
Бесследно исчез самолет "Дакота" типа "Дуглас 05-3".
17 января 1949 г.
Бесследно исчез самолет типа "Тюдор IV" британской компании DSАА.
Март 1950 г.
Взорвался американский самолет "Глоубмастер".
Июнь 1950 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Сандра" с экипажем из 11 человек.
2 февраля 1953 г.
Бесследно исчез самолет компании "Skyways" с 59 пассажирами.
Октябрь 1954 г.
Бесследно исчез самолет американских ВВС типа "Супер-Констеллейшн", на борту которого было 42 человека.
Декабрь 1954 г.
Исчез танкодесантный корабль "Саутерн Дистриктс".
Сентябрь 1955 г.
Обнаружена яхта "Коннемара IV", на которой отсутствовал экипаж.
9 ноября 1956 г.
Пропал морской бомбардировщик "Мартин Марлин".
6 января 1958 г.
Исчезла яхта "Ривонок" яхтсмена-одиночки Гарвея Кониовера.
Январь 1962 г.
Исчез шестимоторный воздушный танкер КВ-50 с 9 членами экипажа.
Февраль 1963 г.
Погибло грузовое судно "Марин Салфер Куин" с экипажем из 39 человек.
Июль 1963 г.
Погибло рыболовное судно "Сно'Бой" с 55 членами экипажа.
28 августа 1963 г.
Погибли 2 военных самолета типа КС-135.
6 июня 1965 г.
Бесследно исчез самолет С-119 с 10 членами экипажа на борту.
Январь 1967 г.
Погиб самолет "Чейс YС-122", на борту которого было 4 человека. Погиб частный самолет "Бичкрафт-Бонанза". Бесследно исчез маленький самолет "Пайпер Апаш".
Декабрь 1967 г.
Исчезла яхта "Уичкрафт" с 2 членами экипажа.
10 июля 1969 г.
Обнаружена яхта "Тейнмаут Электрон", покинутая яхтсменом Дональдом Кроухерстом, очевидно покончившим жизнь самоубийством.
Октябрь 1971 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Эль Кэриб".
Февраль 1972 г.
Затонул танкер "В.А.Фогт".
21 марта 1973 г.
о время шторма затонул сухогруз "Норт Вэриент", спасся только один член экипажа.
26 марта 1973 г.
Исчезло норвежское судно "Анита".
В течение 1977-1979 гг. в Бермудском треугольнике бесследно исчезли еще 3 судна.

Огромное внимание, которое привлекает к себе Бермудский треугольник, оттесняет на задний план другие странные районы планеты. Среди них есть, однако, не менее загадочные места в плане гибели кораблей (в данном случае - подводных). Так, в Средиземном море в 200 милях юго-западнее Кипра 26 января 1968 г. пропала без вести израильская подводная лодка с 65 членами экипажа. 27 января 1968 г. (то есть на другой день) в районе Тулона исчезла подводная лодка "Минерва". 4 марта 1970 г. пропала подводная лодка "Эредис". Такие случаи происходили в данном районе и раньше. 7 декабря 1946 г. здесь затонула подводная лодка и-2326, а 23 сентября 1952 г. подводная лодка "Сибиль". Эти лодки унесли с собою жизни 206 человек, и причины их гибели так и не были установлены.

Вот еще некоторые сведения об авариях подводных лодок.
26 мая 1910 г.
Подводная лодка "Плювиос" (Франция), столкновение с кораблем, погибло 27 человек.
14 сентября 1914 г.
Подводная лодка АЕ-1 (Австралия), причина аварии неизвестна, погибло 37 человек.
18 августа 1923 г.
Подводная лодка L-9 (Англия), поступление воды внутрь корпуса, погибло 88 человек.
15 июня 1940 г.
Подводная лодка "Макалле" (Италия), посадка на мель, погибло 45 человек.
24 октября 1944 г.
Подводная ледка "Тэнг" (США), взрыв, погибло 80 человек.
4 апреля 1953 г.
Подводная лодка "Думлумпинар" (Турция), столкновение, погиб 81 человек.
21 мая 1968 г.
Подводная лодка "Скорпион" (США), причина аварии неизвестна, погибли 99 человек.
12 августа 2000 г.
Подводная лодка "Курск" (Россия), причина аварии неизвестна, погибли 118 (по другим сведениям - 130) человек.

А всего в мире (кроме России - СССР) с 1904 по 1981 г. потерпели аварию 200 подводных лодок, в результате чего погибло не менее 4333 человек (более точную цифру нельзя привести потому, что сведения о численности экипажей ряда затонувших лодок не публиковались). По зарубежным источникам, в 1977- 1989 гг. произошло 14 катастроф советских подводных лодок; количество жертв известно лишь в трех случаях. 21 августа 1980 г. при пожаре на советской подводной лодке, находившейся в районе Окинавы, погибли 9 человек. 3 октября 1986 г. взрыва ракетной установке унес жизни трех советских подводников. А о жертвах третьей катастрофы - на атомной подводной лодке "Комсомолец" - я расскажу чуть ниже.

Советский "Комсомолец" и американский "Трэшер" - самые знаменитые утонувшие подводные лодки. Начнем с американцев.

10 апреля 1961 г. атомная подводная лодка "Трэшер" завершала ходовые испытания после очередного заводского ремонта. На ее борту находилось 129 человек - военный экипаж, представители верфи, где ремонтировалась лодка, и 17 гражданских специалистов. Хроника ее гибели такова:

"В 6.23... подводная лодка подвсплыла на перископную глубину для того, чтобы определить свое место перед глубоководным погружением. К этому моменту она уже прошла континентальный шельф и вышла в район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко увеличивается с 300 до 2400 метров. В 7.47 с борта лодки сообщили на обеспечивающее судно об окончании последних приготовлений к погружению. Море в это время было спокойным, видимость отличная, скорость ветра не превышала 3,5 м/с.

Около 8 часов командир "Трэшера" капитан-лейтенант Гарвей отдал приказ начать глубоководное погружение. Три человека в ходовой рубке "Скайларка" (обеспечивающего судна) - командир, штурман (оба бывшие подводники) и гидроакустик - склонились над пультом гидроакустического телефона. Кроме них в рубке находился матрос, который вел запись переговоров (на судне не было магнитофона и все сообщения фиксировались в вахтенном журнале).

В 7.54 с борта лодки было принято сообщение: "Все в порядке, продолжаем погружение". Дальнейшие события продолжались cледующим образом:
8.00 - произведена проверка звукоподводной связи.
8.02 - лодка достигла глубины 120 м. Произведен осмотр прочного корпуса, забортной арматуры и трубопроводов.
8.09 - получено сообщение, что пройдена половина пути до предельной глубины погружения. Темп погружения замедляется.
8.24 - проведен очередной сеанс связи.
8.35 - лодка достигла глубины на 90 метров меньше предельной.
8.53 - лодка приблизилась к предельной глубине погружения.
9.02 - получено сообщение, что курс лодке остается неизменным.
9.10 - подводная лодка не ответила на вызов. Не было ответа и на повторный вызов через 1 минуту. Обеспокоенный штурман "Скайларка" взял микрофон у гидроакустика и прокричал в него: "У вас все в порядке? Отвечайте! Отвечайте, ради Бога!" Но ответа не последовало.
9.12 - с борта лодки поступило неразборчивое сообщение, из которого удалось уяснить, что возникли какие-то неполадки, лодка имеет дифферент на корму, подводники пытаются продуть цистерны главного балласта. Через 2-3 секунды послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся в течение 20-30 секунд. Спустя некоторое время на "Скайларке" услышали последнее искаженное сообщение "Трэшера", в котором понятными были лишь два слова - "...предельная глубина...". Вслед за этим раздался приглушенный неясный грохот. Штурман попытался вспомнить, где он уже слышал подобный шум. Его взгляд упал на переборку рубки и автоматически зафиксировал показание хронометра - 9.17.

Впоследствин Уотсон (так звали штурмана) охарактеризовал слышанный шум как "треск ломающихся отсеков прочного корпуса", знакомый ему по опыту второй мировой войны".

Больше на позывные лодка не отзывалась, и лишь спустя несколько лет американские ВМС сумели найти на дне ее останки. Относительно причин гибели "Трэшера" существует много версий, но большинство специалистов считает, что лодка погибла в результате поступления воды внутрь прочного корпуса через поврежденные трубопроводы или забортную арматуру.

А вот как погиб "Комсомолец". 7 апреля 1989 г. лодка находилась в 120 милях от острова Медвежий в Северном Ледовитом океане. В 12 часов 19 минут с нее передали сигнал бедствия - на борту пожар. Учитывая, что лодка атомная, понятен масштаб грозивших бедствий. Северный Ледовитый океан мог стать морским Чернобылем. Собственно говоря, пожар начался гораздо раньше, чей был передан сигнал бедствия.

Еще в 11.02 старший матрос Нодар Бухникашвили, который нес вахту в корме, подал сигнал тревоги - в седьмом отсеке появился дым. Седьмой отсек был на лодке крайним. Когда командир лодки Евгений Ванин добрался до центрального командного поста, температура в седьмом отсеке поднялась уже до 70 градусов. Командир должен был принять решение: подавать ли газ "лок" (фреон) для подавления огня? Подача газа означала смерть для Бухникашвили. Но выбора в общем-то не было. В шестом отсеке, где расположены турбины и генераторы, были открыты вентили трубопроводов, и фреон пошел в седьмой отсек. Однако к тому моменту в седьмом отсеке лопнул воздухопровод высокого давления, и пламя стал подпитывать кислород. Огонь разгорелся еще больше. Температура достигла 500 градусов. Командир отдал приказ к всплытию.

Пока лодка выплывала, в шестой отсек через поврежденные огнем уплотнения кабельной проводки стал проникать дым. Затем лопнул гидропровод над правым генератором и вспыхнуло вытекающее масло гидросистемы. Об этом успел доложить мичман Колотилин перед тем, как сгореть в отсеке заживо.

Лодка всплыла на поверхность в 11.16, но лишь в 12.19 после девятой попытки выйти на связь "Комсомолец" получил подтверждение о приеме закодированного сообщения. Советский корабль, вышедший на помощь, находился от места аварии в 800 километрах и не мог дойти до лодки раньше чем через 14 часов.

Между тем по всем отсекам пошел едкий дым. Кислородные маски, одетые матросами, мало помогали, поскольку в магистраль сжатого воздуха, к которой подсоединялись маски, попал угарный газ. Но еще до того, как это выяснилось, многие матросы потеряли сознание.

Несмотря на усилия команды, огонь проник в пятый, затем в четвертый отсек, где находился атомный реактор и машины. Несколько матросов с автономными кислородными приборами проникли в горящие отсеки. "В четвертом отсеке,-рассказывал один из них,- мы нашли двоих в бессознательном состоянии. А в пятом мы нашли пятерых в обгоревшей одежде. Они руками пытались загасить пламя. В шестом отсеке огонь был таким сильным, что мы не смогли идти дальше".

Главный механик "Комсомольца" пытался заглушить реактор, опасаясь его взрыва. Корпус лодки, сделанный из прочного и легкого металла - титана - постепенно поддался действию огня. В 16 часов огонь прожег в корпусе первую дыру. В 16.42 командир отдал приказ приготовиться покинуть корабль. На палубе матросы пытались спустить на воду два спасательных надувных плота, но один из них вырвало ветром и отнесло в сторону. Двадцать человек бросились в воду, доплыли до удаляющегося плота и влезли на него.

На мостике лодки остался лишь один человек - мичман Александр Копейка. Люк в рубке был открыт, и мичман колебался, что делать. Он не знал, где находится командир и есть ли кто-нибудь внизу, в рубке. В рубке "Комсомольца" имелась спасательная камера, в которой 4-6 человек могли с большой глубины достичь поверхности, оставшись невредимыми. Но если лодка уйдет под воду с открытым люком, у оставшихся внутри никаких шансов на спасение нет. Копейка решился задраить снаружи люк в рубке. И тут палуба лодки стала уходить у него из-под ног. Нос "Комсомольца" резко задрался вверх, началось хаотическое погружение.

Предельная глубина погружения для "Комсомольца" составляла 900 метров, глубина океана в месте аварии - 1500 метров. Внутри лодки оставалось еще шестеро членов команды вместе с капитаном. Если за время падения лодки на дно им не удалось бы воспользоваться спасательной камерой, она погибли бы. Когда моряки перешли из рубки в спасательную камеру и мичман Виктор Слюсаренко задраил стальную крышку люка, соединявшую отсек центрального командного поста с камерой, капитан обнаружил, что в камере их всего пятеро. Раздался стук в крышку люка отставшего шестого - капитана 3-го ранга Анатолия Испенкова. Но тут послышался страшный грохот и треск, означавший, что корпус лодки не выдержал давления и вода ворвалась в рубку. Надо было срочно отделять спасательную камеру. Естественно, Испенков погиб.

Находившимся в тесной камере морякам пришлось напрячь все силы, чтобы высвободить стопорный механизм. Лодка в это время опустилась примерно на 400-метровую глубину. Цилиндрическая капсула спасательной камеры вылетела на поверхность. Однако при этом внутренним давлением вышибло крышку выходного люка и вместе с воздухом наружу выбросило одного из моряков, который тут же погиб. Из оставшихся в камере только Слюсаренко сумел через открытый лаз выбраться на поверхность и вплавь достичь плота Капитан и двое других моряков вместе с камерой ушли на дно.

На перегруженном вдвое надувном плоту корабельный врач Заяц накладывал повязки на раны обожженным. Моряки, которым не хватило места на плоту, плавали рядом, держась за леера. Однако чрезвычайно низкая температура воды довольно быстро (через 20-40 минут) приводит к такому переохлаждению организма, что руки и ноги перестают действовать, и человек обречен на гибель. "Держитесь зубами",- советовал врач тем, кто, погрузившись в воду целиком или наполовину, окружал плот. Но ослабевших людей одного за другим относило в сторону. У них не было сил даже кричать.

В итоге помощь, прибывшая лишь в 18.20 (спасательные моторные лодки с советской ры- боловецкой базы), сняла с плота 27 выживших членов экипажа "Комсомольца". Остальные 42 человека погибли.

Сигнал бедствия, посланный "Комсомольцем", засекли норвежские ВМС, которые могли бы выслать на помощь морские спасательные вертолеты. Но руководство советских ВМС, руководствуясь амбициозными соображениями, не захотело сразу признать факт тяжелой аварии, а по собственной инициативе норвежцы вертолеты не выслали. Бог им всем судья.

Один из самых гибельных участков Мирового океана располагается к югу и юго-востоку от мыса Доброй Надежды. Но мыс этот носит и другое название - мыс Бурь. Так назвал его португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш, первый из европейцев достигший его. С давних времен на счету у мыса Доброй Надежды огромное количество погибших кораблей. В 1716 г. сильный шторм в Столовой бухте потопил 42 голландских фрегата. В 1799 г. здесь были выброшены на рифы 2 военных корабля и 8 торговых; при этом лишь на одном корабле - английском "Скипетре" из 491 члена экипажа погибли около 400.

И поныне этот район по-прежнему опасен для кораблей, особенно у юго-восточного побережья Африки между мысом Дернфорд и мысом Ресифе. Причиной этому так называемые "волны-убийцы", внезапно возникающие в океане, порой даже при спокойной погоде. Волны эти имеют крутой, передний склон, за которым следует пологая ложбина, и достигают в высоту 15-20 метров (зафиксированный рекорд - 24 метра). Подобная "волна-убийца" в 1909 г. потопила пароход "Уарита" с 211 членами экипажа и пассажирами. В 1968 г., огибая африканский континент с юга, жертвой "волны-убийцы" стал супертанкер "Уорлд Глори" - он был переломлен, как спичка, и почти мгновенно затонул с 22 членами команды. Спустя несколько лет в Тихом океане штормовые волны уто- пили три американских военных корабля, при этом погибли 800 человек.

Бывают случаи, когда волны разрушают даже укрепленные береговые маяки. Так погибли пять человек, которые несли вахту на маяке у входа в пролив Унимак (Аляска). Маяк был разрушен гигантской волной, и на другой день после шторма самолет-разведчик обнаружил на его месте лишь развалины фундамента.

Особую опасность представляет водная стихия для рыбаков. Так, ураган, обрушившийся; на Бангладеш в начале мая 1991 г застал в море более 5 тысяч рыбаков на маленьких суднах. Почти все они погибли, так как не смогли приблизиться к берегу из-за бушующих волн.

Профессия рыбака всегда была рискованной, а уж в прошлые века особенно. В Дании есть маленький приморский городок Соннерхо, где исстари живут рыбаки. Здесь на берегу моря стоит печальный памятник погибшим рыбакам - фигура матери с детьми, которые скорбно всматриваются в морскую даль. На пьедестале памятника выгравировано более 500 имен местных рыбаков, ушедших в море навсегда...

Но особенно много людей погибает при катастрофах пассажирских кораблей и паромов. Среди знаменитых кораблекрушений XX века - гибель пароходов "Берлин", "Титаник", "Эмпресс оф Айрленд", "Истленд", "Адмирал Нахимов".

Столкновение "Титаника" с айсбергом в Атлантическом океане в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. многократно описано в разных изданиях, поэтому я ограничусь лишь статистикой. На "Титанике" в эту ночь находилось 2207 человек, а 16 спасательных шлюпок и 4 плота корабля были рассчитаны на 1178 человек. То есть свыше тысячи человек были заранее обречены на гибель в случае возможной катастрофы *. Погибло же еще больше - 1500 человек. Из 1178 мест, имевшихся в спасательных шлюпках, оказались заняты 711. Более 400 жертв добавилось из-за того, что руководство "Титаника" не сумело провести спасательную операцию организованно.

Весьма поучительно посмотреть, как распределился по процентам "классовый" состав спасшихся. 63 процента - это пассажиры первого класса, 42 процента - второго и только 25 процентов - третьего класса. Из 706 человек, находившихся на промежуточной палубе "Титаника" (в основном это были бедные переселенцы, плывшие в США в поисках лучшей доли) в живых осталось лишь 178. Некоторые газеты писали, будто команда парохода мешала пассажирам третьего класса выбраться из чрева судна на верхнюю палубу и попасть в спасательные шлюпки. Но эта сенсация дутая. Пассажирам никто не мешал. Просто им никто не сообщил, что "Титаник" тонет. Офицеры и команда парохода предоставили пассажиров третьего класса самим себе. Большинство людей в кормовой части промежуточной палубы почти до самого конца оставались на своих местах, боясь разлучиться со своими скромными пожитками. Они надеялись на лучшее и молились Богу. Когда вода проникла в помещение, где они находились, все спасательные шлюпки уже отошли от "Титаника".

Пароход "Берлин", совершая плавание из английского порта Гарвич через Ла-Манш, попал в жестокий шторм и 21 февраля 1907 г. потерпел крушение у берегов Голландии (гавань Хук-ван-Холланд). Огромная волна швырнула пароход на угол каменно-бетонного мола. Внезапность катастрофы и тяжелейшие погодные условия привели к тому, что из 144 человек, находившихся на борту корабля, погибли 129.

29 мая 1914 г. пассажирский лайнер "Эмпресс оф Айрленд" канадской компании возле мыса Нок-Пойнт (залив Св. Лаврентия) столкнулся с норвежским грузовым пароходом "Сторстад". Чудом спасшийся врач лайнера Джеймс Грант вспоминал: "Катастрофа была настолько внезапной, что десятки пассажиров так и остались на своих койках, а другие оказались пленниками в своих каютах, словно мыши в западне,- пассажиры провели на судне всего один день и еще не успели ознакомиться с расположением его помещений. В панике многие не смогли даже найти выход из коридора на верхние палубы. Это в основном и явилось причиной того, что число жертв катастрофы оказалось столь ужасным".

Из 717 пассажиров нижних палуб около 600 не смогли выбраться наверх. Естественно, спущенных на воду шлюпок оказалось меньше, чем нужно. Многие просто попрыгали в воду.

Историк морских катастроф Л. Скрягин так описывает последние минуты "Эмпресс оф Айрленд": "Старший стюард лайнера Август Гаад... с трудом прокрался по накренившейся палубе на мостик. Там стоял, держа рупор в руке, капитан Кендалл.
- Да, приближается, кажется, конец, сэр,- сказал старший стюард.
- Именно, и ужасный к тому же! - ответил капитан.
Это случилось, когда две огромные трубы "Эмпресс оф Айрленд" легли плашмя на воду. Взрыв котла в секунду решил судьбу тех, кто боролся за жизнь в холодной воде или остался запертым в заливаемых водой машинном и котельном отделениях. Более десяти машинистов и кочегаров были обварены перегретым паром... Пар, находившийся под очень высоким давлением, выбросил на поверхность воды из нутра парохода массу обломков железа и дерева. При этом искавшие спасения в холодной воде люди или были обожжены паром, или получили ранения от разлетевшихся обломков. От взрыва котлов лежавший на боку - лайнер содрогнулся, словно в предсмертной судороге. Поднялась высокая волна, она перевернула две перегруженные шлюпки и захлестнула барахтавшихся в воде людей.

Пассажир Джон Блэк из Оттавы, оказавшийся в воде, позже писал: "Ко мне приближалась переполненная людьми шлюпка. Она, идя вдоль борта погружавшегося лайнера, была от меня в нескольких ярдах. Вдруг сверху на нее упала сорвавшаяся с верхней палубы огромная железная рубка. От страха я закрыл глаза и стал молиться. Когда я снова посмотрел, то вместо шлюпки и сидевших в ней полусотни человек я увидел в воде несколько деревянных обломков" [20].

Тех, кто не попал в шлюпки, ждала смерть от холода - температура в заливе Св. Лаврентия не превышала 5 градусов по Цельсию. Общий итог этой трагедии: из 1477 человек, находившихся на борту парохода, погибли 1012 человек.

"Я список кораблей прочел до середины..." - написал когда-то Осип Мандельштам о перечнслении судов в поэме Гомера. Мы можем повторить эти слова по отношению к погибшим кораблям. Чтобы дочитать их список до конца, нужна долгая бессонная ночь.

24 июля 1915 г. экскурсионный пароход "Истлэнд" из-за перегрузки перевернулся у причала реки Чикаго (США). По данным правительства, погибли 835 человек, следственный врач заявил журналистам, что насчитал в городском морге 1300 трупов, а местные газеты утверждали, что число жертв - 2100 человек.

В 1928 г. шторм у восточного побережья США погубил английский грузопассажирский пароход "Вестрис". 159 человек нашли свою смерть в воде.

Французский пароход "Сен-Филибер", затонувший 15 июня 1931 г. в Бискайском заливе у мыса Сен-Жильда, увлек с собой на дно 462 человека.

Крупные морские катастрофы не обошли и нашу страну. В конце августа 1986 г. в двух милях от берега и в восьми милях от порта Новороссийск столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Сухогруз протаранил пароход, и тот ушел на дно в рекордно короткий срок - за 8 минут. Из 1200 пассажиров погибли 423, а затем, при проведении подводных работ, еще 2 водолаза. Большинство погибших на "Адмирале Нахимове" не успели выбраться из внутренних помещений на палубы. Тем же, кто выбрался, пришлось основательно поплавать в морской воде прежде, чем подоспела помощь. К счастью, вода в это время года была достаточно теплой.

При низкой температуре воды потерпевшие кораблекрушение имеют все шансы погибнуть от переохлаждения, ну а если дело происходит в средних широтах, то здесь подстерегает еще одна опасность - акулы. Называемые морскими ищейками, они могут учуять литр крови, растворенный в миллионах литров воды, обнаружить тот или иной запах за 500 метров от источника, несмотря на сильное течение.

Ночью 28 ноября 1942 г. у восточного побережья Южной Африки был торпедирован транспортный корабль "Нова Скотиа". Погибла тысяча итальянских военнопленных, находившихся на борту, и многие из них нашли свою смерть в пасти акул. Причем, по мнению Дж. Л. Б. Смита (Университет Родса), "акулы предпочитали нападать на живых людей, а не довольствоваться изувеченными трупами" [21].

Когда в ноябре того же 1942 г. во время боя американцев и японцев у острова Гвадалканар был потоплен зенитный крейсер "Джуно", несколько десятков спасшихся на плоту моряков были съедены акулами. Впадавшие от голода и жажды в лихорадку и бред, моряки спускались с плота в воду и становились добычей морских хищников.

Особенно опасно находиться в воде, когда в нее попадает кровь или лимфа. Акулы при этом приходят в неистовство, и ничто, кроме смерти, не может их остановить. Они кусают любой движущийся предмет, а их мощные тела с колоссальной силой бьют по воде, вздымая кровавую пену. Если в этой бешеной свалке будет случайно укушена одна из акул, то ее сородичи набросятся и разорвут ее в клочья.

Австралийский ученый В. М. Копплсон, исследующий поведение акул с 1919 г., утверждает, что акула, хоть раз попробовавшая человеческого мяса, возможно, навсегда приобретает к нему вкус.

Нередки случаи нападения акул на купающихся. В 1952 г. 17-летний гоноша, плававший в 200 метрах от калифорнийского побережья, вдруг заметил акулу. Пловец стал махать рукой, и на берегу поняли, что ему требуется помощь. Тотчас же 5 человек, крепких и сильных, поплыли ему на выручку, прихватив с собой надутую камеру - чтобы юноше, травмированному видом акулы, было легче плыть.

Спасатели доплыли до молодого человека и, окружив его, направились к берегу. Акула, ходившая кругами, вдруг бросилась вперед и смертельно ранила именно этого юношу.

В Австралии крупная тигровая акула, выловленная и помещенная в специальный аквариум, через неделю после поимки отрыгнула человеческую руку, которая сохранилась настолько, что полиция смогла установить по татуировке личность человека, исчезновение которого наделало много шума.

В июле 1916 г. на побережье возле Нью-Джерси (США) бродячая белая акула длиной 2,5 метра за десять дней убила 4 человека, в том числе мальчика, которого она растерзала в 37 километрах от океана, зайдя в реку Мэта-ван-крик.

А всего в мире с 1917 по 1961 г. известно 560 нападений акул на людей, и более 200 из них кончились гибелью человека. Справедливости ради следует отметить, что не все акулы едят людей. Людоедами считаются лишь 12 разновидностей из 250, а самой агрессивной является белая акула (Carcharodon carcharias).

Не так давно социологи установили, что самую большую опасность для людей, спасшихся во время кораблекрушение на плотах в открытом море представляют... сами люди. Даже если на плотах имеется достаточное количество еды и питья, из каждых 100 человек выживают лишь 10. По мнению знаменитого французского путешественника Алена Бомбара, виною этому страх смерти, пассивность, нежелание бороться за жизнь.

Однако в 1982 г. болгарский врач Гаро Томасян провел эксперименты, доказывающие, что причиной упадка сил и гибели потерпевших кораблекрушение является не конкретная угроза смерти, а психические перегрузки, вызванные сосуществованием случайных людей на тесном пространстве.

Много шансов погибнуть и у тех, кто пользуется морскими паромами. Несмотря на то, что маршруты пассажирских паромов проходят в прибрежных водах, до сих пор они тонут довольно регулярно.

В 1987 г. через 11 минут после отхода от пристани Зебрюгге (Бельгия) в Северном море перевернулся паром "Геральд оф фри энтерпрайз". В ледяной морской воде погибли 134 человека, пожелавших совершить однодневную увеселительную поездку. Трагедия произошла из-за того, что не были вовремя закрыты огромные наружные двери, каждая весом 12 тонн. Когда паром на большой скорости (15 узлов) вошел в зону течения, балластные отсеки быстро наполнились водой, грузовая палуба опустилась почти до уровня моря. Морская вода внезапно хлынула через незакрытые наружные двери. Автомобили в грузовых отсеках, сорвавшись с креплений и уткнувшись в борт, накренили судно еще больше. На судне также находились 133 бочки с токсичными веществами (цианидом).

Подобные трагедии происходят и в самых, казалось бы, безопасных местах. В 1989 г. на Темзе, в центре Лондона, вблизи моста Саутуорк был протаранен огромной землечерпалкой небольшой речной трамвай. В течение 2 минут он затонул и погрузился на глубину 8 метров. Произошло это около двух часов ночи.

Один из спасшихся пассажиров рассказывал: "Ночь для сабантуя на реке была отличной. Возможно, именно это обстоятельство и спасло мне жизнь. Я встретился с друзьями и поднялся на борт речного трамвая "Марчионесс" на причале "Чарингкросс". Все мы были гостями человека, зафрахтовавшего судно для прогулки по случаю дня рождения.

Я стоял у носа судна, беседуя с друзьями. Мы плыли уже примерно 20 минут и смеялись над уродливым обликом зданий на берегах, когда внезапно ощутили легкий толчок. Первая мысль, пришедшая в голову,- мы на что-то наткнулись. Но, оглянувшись, я увидел над собой гигантский корпус землечерпалки. Кто-то воскликнул: "Переворачиваемся!" Через несколько секунд наше судно действительно перевернулось.

Мне очень повезло, ибо я стоял у левого борта в момент, когда "Марчионесс" дал крен вправо. Пока речной трамвай переворачивался, мне удалось забраться на корпус. В результате, совершенно сухой, я очутился на боку плоскодонного судна. Вокруг меня не было никого. Остальные исчезли под перевернувшимся теплоходом, в том числе и друзья, с которыми я беседовал. Меня спасло, возможно, то обстоятельство, что я находился на верхней палубе. Те, кто танцевал палубой ниже, оказались в плену. Внезапно я осознал, что "Марчионесс" медленно возвращается в вертикальное положение. У меня промелькнула мысль, что пассажиры смогут выбраться. Затем понял: мне надо как можно скорее прыгать в воду, что я и сделал.

Я вынырнул в нескольких ярдах от тонущего речного трамвая и обнаружил, что меня сносит очень мощный поток. Ухватиться было не за что. Изо всех сил работая руками и ногами, попытался добраться до пришвартованных к противоположному берегу двум баржам. К счастью, я хороший пловец. После очень большого, как мне показалось, промежутка времени я почувствовал под ногами нечто похожее на дно. И я встал во весь рост. Воды было по колено. Тишину нарушали отдаленные крики тонущих пассажиров" [22]. Прогулочный катер "Марчионесс" вмещал 149 человек. 60 из них погибли.

Время от времени приходят новые сообщения о подобных случаях. Так, 19 апреля 1991 г. по меньшей мере 72 человека (в основном нигерийцы) утонули в результате гибели пассажирского парома у западного побережья Африки, в водах Экваториальной Гвинеи.

15 декабря 1991 г. в Красном море затонул, наткнувшись на рифы, египетский теплоход "Салем экспресс", совершавший паромные перевозки между саудовским городом Джидда и Суэцем. Погибло около 950 человек.

В воде гибнут не только жертвы морских и речных катастроф, но в еще большем количестве - купальщики. В водоемах России, например, ежегодно уходят на дно примерно 17 тысяч человек (в том числе в водоемах Москвы - 700). Подавляющая часть неосторожных купальщиков - люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Среди известных людей, нашедших смерть в воде, назову лорда Китченера, английского военного министра (его корабль подорвался на мине). Большое количество людей из высших сфер погибло во время крушения "Титаника". Билет через Атлантику в один конец на роскошном лайнере стоил 4350 долларов (по тем временам огромная сумма). Подобную цену могли заплатить лишь очень состоятельные люди. Они и заплатили - мультимиллионеры Джон Джей- коб Астор и Бенджамин Гуттенхайм, просто миллионеры Исидор и Ида Страус, Уильям Картер, издательский магнат Генри Слипер Харпер... Заплатили за свою смерть. Среди других известных жертв "Титаника" - его конструктор Томас Эндрюс, гордившийся непотопляемостью своего детища, и майор Арчибальд Батт, адъютант президента США Г. Тафта.

Купаясь в озере, утонул американский певец Дин Рид (существует версия, что это было самоубийство). А бас-гитарист группы "Rolling Stones" Брайан Джонс захлебнулся водой в бассейне, поскольку влез в него в состоянии наркотического опьянения. Нашел свою смерть в волнах Волги скрипач советской группы "Аквариум" Александр Куссуль. Утонули советские литературоведы Борис Томашевский и Николай Степанов.

В 1969 г. на острове Чаппакуидик сенатор Эдвард Кеннеди съехал на автомобиле с моста в воду. Сам он остался жив, сумев выбраться на берег, но под водой погибла его спутница - молодая женщина Мэри Джо Копечне. Кеннеди сообщил полиции о происшествии лишь через несколько часов. Автомобильная авария стоила сенатору возможности претендовать на пост президента США, поскольку то, что Кеннеди не пришел на помощь даме (неважно, по какой причине), в глазах американцев не имеет оправдания.

Самая знаменитая жертва утопления в средние века - предводитель немецких рыцарей Фридрих I Барбаросса, который утонул, переправляясь через горную речку в Киликии, во время третьего крестового похода.

Рекордное количество погибших на одном корабле - 7700 человек. Они находились на немецком лайнере "Вильгельм Густлофф", торпедированном 30 января 1945 г. у Данцига (Балтийское море) советской подводной лодкой.
* Во время расследования катастрофы владелец "Титаника" пароходная компания "Уайт стар" доказала, что она всего лишь выполняла действовавшее в то время в Великобритании положение о безопасности плавания судов, согласно которому всякое пассажирское судно водоизмещением свыше 15 тысяч тонн должно иметь не менее 16 спасательных шлюпок. Правило это было введено в 1899 г., когда еще не было таких гигантских судов, как "Титаник".

You have no rights to post comments