..с точки зрения дилетанта

6878 По словам великого мыслителя античности Платона, философия есть не что иное, как при-готовление к смерти. А русский философ XX века Лев Шестов, развивая идеи Платона, писал о глубокой трагичности ностидаения феномена человеческой бренности:

“...что бы мы ни говорили и как бы мы ни думали о смерти 1 под всеми вашими словами и мыслями будет 1 всегда скрываться огромная тревога и вели-  чайшее напряжение. И чем глубже мы станен^ погружаться в мысль о смерти, тем больше бутдет расти и наша тревога. Так что философия имеет своей последней задачей не построенве^ системы, не обоснование нашего знания, в примирение видимых вротиворечий в жизни —, все это задачи положительных наук, которые) в противоположность фидософии, служат жизни, т. е. преходящим нуждам, а о смерти, т. в. о вечности, не думают. Задача философии выр^ ваться, хота бы отчасти) при жизни от жизви^ И, подобно тому, как человек с плачем родило на свет или с криком пробуждаете^ от иучи!^ тельного кошмарного сна, так и переход к сме{^ ти от жизни должен, по-видимому, сопровоэк-д даться бессмысленным, отчаянным усидне^ адекватным выражением которого будет тозд^ бессмысленный, отчаянный кри; иди безуино^ рыдание. Я думаю, это такого рода “пробуясдс^ ння” знали многие философы”[53].

 

А многие ли из нас думают о смерт1 В обыденном, житейском смысле, наверно всё. А в философском?

 

Альбер Жака? в одном из интервью р1 сказывал: “Недавно я проводил опыт в Эх

 

 

М разговаривал в течение часа с 200-^300 (“лад-хвака) школьниками. Она задавали вопросы только о смерти... Почему существует смерть? Почему в момент, когда люди умирают овв вводнааково счастливы? После малышей я вмел дело со “старпкема” — 15-летвимв под* ростками. Они эадавадн мве вопросы, которые помогли бы им лучше выволнить письмеявые работы. 'Ив вих уже сделали малеаышх кретинов, которые что-то узнают, а потом это же и выдают” [54],

 

Разумеется, я не хочу сказать, что большинство читателей этой книги —- кретины, и все нее признайтесь честно: вы алине хотели, иди не икелн времени, иди боялись серьезно думать, размышлять о феномене смерти после того, как перетди.из младенчества н отрочества во взрослый мир.

 

Я — такой же, как вы, лишенный систем* кого естественнонаучного образования. Но я дерзнул размышлять о сущности нсизни н смерти, их взаимодействии и взаимосвязи, о возможности преображения нашего сознания после физического распада тела и тому подобных вещах. Впрочем, говоря “дерзнул”, я немного кокетничаю. Древние, не имея таблицы периодических элементов, ньютоновской механики и теории относительности, тем не менее поставили почти все вовросы, вад которыми до еих пор корпят ученые н философы. Дело даже не в том, чтобы точко звать характеристики тех или иных физических величин идя математические формулы, объясняющие действие физических законов,— а в том, чтобы понимать принципы бытования и взаимоотношения различных форм материн — энергии. Поясню: для философа необязательно знать, скажем, точные цифры давления в одной области • в другой. Ему важно заать, что если в одной облаете дав" лени” ниже, чем в другой, то вз области вы* сокого давления в область ввзкого будут перемещаться потоки вещества (газ, жидкость)'. А математическая формула этого процесса в данном случае не нужна. И так происходит оемыслепие бытия на любом уровне — от мак* ро- до микромира. Важно знать принцип, а ве цифры. Мало того, самые гениальные идеи (“а-приибр, триаду гегелевской диалектики)), вооб^ ще невозможно представить в виде математических. формул, точных физических расчетов, Философы опе^н^уют концепциями, а не рас-чпймя, хотя, конечно, учитывают и^огн расче-мхпрн построении концепций. _ ^Не претендуя на универсальность своих “ухйи-открытий”, поделюсь записями разцых 'ам.в надежде, что они подвигнут, кого-то на 1ои101шию собственной истины,

 

 

Смерть и симметрия.                . Живая клетка асимметрична: Всенеживое—симметричио (структура^. Движение (жизнь) есть стремление асим^ метрии к симметрии, хаоса к структурной упорядоченности (энтропии).

 

Смерть как^торжество структурной гармо* нии (симметрии). Здесь имеется в виду гармония статическая. Жизнь — гармония динамическая, вечно меняющая как составные части, так и эстетические системы восприятия самое себя.

 

Развитие жизни — спираль или кольцо?

 

Как происходит круговорот материи? Неорганическое вещество через органическое вовле" кается в движение, проходит стадию “оживлен ния” в вновь возвращается в неорганическое состояние. “Мертвое” вещество — движение — живая клетка — движение — мертвая клетка. То есть: порядок — хаос — порядок — хаос и т. д. Может быть, жизнь — это пограничное состояние между порядком н хаосом (или иаобо^ рот—между хаосом и порядком)?

 

Зачем нужен этот цикл? Изменяются ли свойства веществ, прошедших этот цикл?

 

You have no rights to post comments