Несколько кладбищенских историй

А теперь, как говорят в цирке, слабонервных прошу покинуть зал, то есть перелистать эту главу, не читая. Для оставшихся продолжим.

Те, кто читал роман Э. Золя "Жерминаль", помнят, конечно, сцену, когда после аварии в шахте отрезанный от выхода и обреченный на смерть шахтер занимается любовью со своей только что погибшей возлюбленной. Бросают своих героев в объятья мертвецов писатели-постмодернисты (Вик. Ерофеев, Владимир Сорокин и другие). Но, как известно, все новое - хорошо забытое старое. В сборнике старинной китайской прозы Лю Ицина "Истории тьмы и света" (I-IV вв.) есть короткая новелла "Как мертвая родила". Приведу ее целиком.

"Ху Фучжи, живший в области Цяо, взял жену из рода Ли. Десять лет с лишним они не имели детей, и вот жена умерла. Убитый горем, плача, он произнес:

- Не оставить после себя живой плоти, которая бы о тебе скорбела, что может быть хуже такого несчастья?!

Внезапно жена поднялась и села на смертном одре.

- Я так растрогана вашими, господин, страданьями и печалью,- промолвила она,- что тела моего до сих пор не коснулось тленье. Можете приблизиться ко мне, не зажигая фонаря или свечи, и, как поступали всю жизнь, соединить мужское и женское. Тогда я рожу для вас сына.

Закончив речь, она снова легла.

Фучжи, как ему было сказано, зажмурившись, впотьмах приблизился к умершей и совокупился с нею. Потом же со вздохом сказал:

- У мертвых все не так, как у живых. Сделаю-ка я ей отдельное жилище, и пусть лежит. Подожду сполна десять лун. А после предам земле.

Постепенно стали замечать, что тело жены теплеет. Словно бы и не умирала совсем. А по прошествии десяти лун действительно родился мальчик. Мальчика назвали Линчань - "Чудесно рожденный".

Человек, о котором в 1991 году поведал читателям еженедельник "Щит и меч", вряд ли читал "Историю тьмы и света".

...29 июля около 22 часов на Бурковском кладбище двое сотрудников милиции остановили велосипедиста, разъезжавшего по тропинкам деревенского погоста. На вопрос, что он делает на кладбище в столь неурочный час, пожилой мужчина ничего вразумительного не ответил. В отделе внутренних дел установили личность задержанного, некоего Дамаки *, изъяли у него фонарь, нож, стамеску и полиэтиленовый пакет, после чего кладбищенский велогонщик признался, что он в очередной раз намеревался взломать гроб для совершения полового акта с трупом.

На допросах Дамаки показал:

"С 1972 года я проживаю в Московской области. Работаю в совхозе в должности скотника-пастуха. Проживал с женой. От брака имеем сына.

Последнее время с женой живем плохо, в связи с чем с марта 1986 года проживаю отдельно. Отношения испортились из-за связи с женщиной, о чем жена узнала и постоянно меня укоряла...

В марте - апреле 1985 года у меня стали возникать сильные половые возбуждения. Решил удовлетворить половую страсть с трупом женщины. Пошел на Рогожское кладбище, взяв велосипед, стамеску для взлома гроба и фонарь. Приехал я на кладбище около 23 часов. Убедившись, что никого нет, нашел могилу недавнего захоронения по свежим венкам. Дорыв до гроба, я стамеской попытался открыть крышку, однако этого сделать не смог, после чего сломал верхнюю часть грышки гроба и через образовавшийся пролом за ноги вытащил из гроба труп...

В августе 1985 года в местной районной газете прочел некролог. Он был подписан: "Коллектив училища..." Я нашел эту могилу. Разрыл ее лопатой, потом при помощи стамески взломал крышку гроба и за ногу стал вытаскивать труп. Вытащить его не смог, после чего с кладбища ушел.

В начале октября поехал на Нофиевское кладбище. С краю я увидел "свежую" могилу. Что похоронена женщина, определил по надписям на венках. Невдалеке я нашел лопату, которой стал разрывать могилу. Услышав со стороны деревни голоса приближавшихся людей, испугался, засыпал немного могилу землей и убежал.

В марте 1986 года я вновь приехал на Бурковское кладбище. В низине увидел "свежую" могилу, на которой находилась фотография молодой девушки. Лицо девушки мне понравилось, и я решил вскрыть могилу. Разрыв ее на глубину около 0,5 метра, я обнаружил, что дальше находится вода, а земля мерзлая и ее трудно копать. Поэтому решил отказаться от замысла.

Через несколько дней приехал на Бурковское кладбище. Нашел лопату и стал разрывать могилу. Начался сильный дождь, копать стало труднее, и я с кладбища уехал, слегка засыпав могилу землей.

Таким образом, я полностью признаю себя виновным в 10 случаях разрытия могил".

"Местные жители,- пишет журналист А. Тарасов,- узнав имя здешнего некрофила, сказали свое слово, как приговорили: за такие нелюдские плотские вакханалии дьявола в человечьем обличье к стенке поставить мало - четвертовать бы его да еще выбросить бренные останки на съедение хищным тварям". Однако "самый гуманный в мире" советский суд не пошел на поводу у населения и решил, что 42-летний Дамаки психически ненормален, вследствие чего подлежит освобождению от уголовной ответственности и направлению для лечения в специальную психиатрическую больницу.

Семейный иллюстрированный календарь, издававшийся в России в конце XIX - начале XX века, "порадовал" однажды своих читателей следующей историей.

"В городке Камиобассо, в Нижней Италии, работница Фелиция, мать двух сыновей, внезапно почувствовала родовые боли. Роды, однако, не подвигались по причине чрезмерной слабости больной. Женщина лишилась чувств, и призванный врач объявил ее мертвой.

Вскоре надлежащее ведомство выдало обычное свидетельство о смерти, и тут же начались приготовления к погребению. Причем по обычаям страны покойнице связали руки и ноги *.

По прошествии двух дней должно было совершиться другое погребение, и могильщику, который раскрыл общую могилу, представилось ужасное зрелище. Опущенная в нее два дня назад покойница, освободившись силою от связывавших ее уз, держала в руках новорожденного, уже мертвого мальчика".

1974 год. Пригород Лос-Анджелеса. На старом кладбище... гости. Они чинно восседают на могильных плитах согласно высеченным на них фамилиям с указанием только даты рождения. Неподалеку стоит запряженный лошадьми древний катафалк. Из церкви доносится похоронная органная музыка. Официантки в черных платьях и траурных вуалетках разносят коктейль "Кровавая Мэри". А тут же за покрытым черным крепом столом восседает демоническая личность - американский кинорежиссер Альфред Хичкок. Он ставит очередной фильм ужасов под названием "Обман". 75-летний маэстро "загробного юмора" в интервью газете "Интернэшнл геральд трибюн" поведал, что всю жизнь мечтал поставить картину с центральной сценой "обед гурманов на кладбище".

Отмечу, что Хичкок, всю жизнь смеявшийся над смертью, прожил в общем достаточно долгую жизнь. Он умер 29 апреля 1980 года, не дотянув до 81 года лишь трех с половиной месяцев.

Но если могилы с именами живых Хичкок "организовывал" для съемок, то в нашей стране такое случается совсем по иной причине. В эпоху тотального дефицита и повышения цен многие граждане нашего отечества запасаются предметами не только для жизни, но и для смерти. Так, в 1981 году житель Москвы Серафим Никулин поставил себе на кладбище, в семейной ограде, могильный памятник, на котором выбиты его имя, фамилия, отчество, год рождения, вклеена керамическая фотография,- в общем, все, что надо, кроме даты кончины.

"Не судите меня строго,- сказал Никулин в 1990 году узнавшим об этой истории журналистам,- что, мол, еще живой, памятник себе поставил. Решил так сделать, чтоб сердцу было спокойней. Ведь, возможно, что, когда придет пора, родным и близким просто не под силу будет его поставить..."

А в последнее время московские кладбища стали заселяться живыми людьми. Это бомжи, не имеющие крыши над головой. Кладбище привлекает их отсутствием суеты, милиции и возможностью питаться едой, приносимой родственниками на могилы умерших.

Случаются в Москве и ограбления могил. Памятна недавняя история, когда было вскрыто свежее захоронение маршала С. Ахромеева и с покойника сняли маршальский мундир. Но это еще цветочки по сравнению с Западом, где время от времени крадут не только мундиры, но и мертвецов ***.

Разумеется, могилы пользуются вниманием не только некрофилов, режиссеров, бомжей и грабителей. Иногда фанатичные поклонники умершего растаскивают надмогильные сооружения "на память". В XVIII веке в Санкт-Петербурге жила юродивая Ксения, пользовавшаяся славой прорицательницы. После ее похорон на Смоленском кладбище суеверные люри растащили всю могильную насыпь, веря в чудодейственные свойства земли с места погребения "святой". Тогда на могилу была положена каменная плита. Но и она просуществовала недолго: ее разбили и по кусочкам растащили по домам, думая, что это принесет счастье. Положили вторую плиту - ее постигла участь первой. Разбивая плиту и разрывая землю, посетители бросали на могилу Ксении деньги, отдавая дань очередному суеверию. Лишь после того как смотритель кладбища укрепил на могиле кружку для сбора пожертвований, паломничество приняло цивилизованный характер. Через несколько лет на собранные деньги на могиле Ксении выстроили часовню.

Весьма своеобразные надмогильные памятники существовали некогда на островах Борнео. Европейские этнографы, исследовавшие в начале века местных туземцев - даяков, с приятным удивлением обнаружили, что они никогда не лгут. Ложь считалась самым большим преступлением, и с совершившим его порывались всякие сношения. Но самое большое наказание ожидало лгуна после смерти. Для того, чтобы и все следующие поколения знали, что умерший был лжецом, ему воздвигали памятник из груды ветвей (кугут). Старания туземцев были направлены на то, чтобы сохранить кугут как можно дольше. Хоронили лжеца невдалеке от дороги, соединяющей две деревни, для того, чтобы каждый даяк, проходя мимо такого памяника лжи и лицемерия, вспоминал о необходимости быть всегда честным и правдивым и, называя имя погребенного здесь, клал одну или две ветки на кугут. В итоге могилы лжецов нередко походили на шалаш Ленина в Разливе.

* По этическим соображениям имена и географические названия, фигурирующие в уголовном деле, редакцией еженедельника изменены.

** Достоверность этого обычая вызывает сомнения. Быть может, сия деталь добавлена для пущего ужаса автором заметки.

*** См. главу "Приключения покойников".

You have no rights to post comments