gromovИсторическая справка

В 1835г. «по прошению попечителей старообрядческого общества Санкт-Петербурга, здешних купцов Ф. Г. и С. Г. Громовых и Н. Дрябина» городские власти официально отвели участок земли (пожертвованный десятью годами ранее Ф. Г. Громовым) для кладбища, получившего название по фамилии основателей – Громовское.

Улица, соединявшая кладбище с Московским трактом, в районе Триумфальных ворот, получила название Старообрядческая (ныне Ташкентская).

Старообрядческое население Петербурга состояло в то время в основном из купцов, приказчиков и казаков из императорского личного конвоя: донцов, линейцев, уральцев. Большая часть старообрядцев С.-Петербурга похоронена на Громовском кладбище. В разное время тут были похоронены его основатели братья Громовы, П.И.Чубыкин, П.К.Тимофеев, П.А.Голубин, Рахмановы, Цеховы, Кашины, Головины и др. Здесь же похоронен погибший, при покушении на Александра-2, казак А.М.Малеичев, сопровождавший императора в качестве телохранителя. Об этом упоминает в своей «истории старообрядческой церкви» Ф.Е.Мельников.

Осуществление сложнейшей церковно-дипломатической акции по поиску епископа и основанию за границей старообрядческой архиерейской кафедры, напрямую связано с братьями Громовыми. Они приняли участие в воплощении решений Рогожского собора, выразившего чаяние большинства старообрядцев России. Из Петербургского особняка Громовых, в разное время, на отыскание архиерейства, отбыли: Пётр Великодворский ( в иночестве Павел Белокриницкий), Афанасий Зверев ( в иночестве Алимпий) и будущий игумен Белокриницкого монастыря инок Геронтий. Громовское кладбище стало главным центром старообрядцев Белокриницкого согласия на всём северо-западе России. Являясь столицей государства, Петербург занимал важное место во взаимоотношении старообрядцев и «власть имущих». Посредством попечителей старообрядческого общества (благодаря их связям), об организации различных противо-старообрядческих действий удавалось узнавать заранее и принимать меры. А так же, доводить до правительства и царя различные прошения, ходатайства, жалобы.

Громовым удалось получить разрешение на строительство, в пределах кладбища, деревянной церкви (Успенской) вместимостью на 150 человек. Её построили до 1850г. В 1862-1867гг. территория кладбища была расширена, выстроены дома для священников, певчих, богадельни, пекарни, гостиницы. Через одиннадцать лет церковь была расширена на два придела, а в 1906г. к ней пристроили звонницу. В 1909-1915гг на территории кладбища вырыли пруд на котором ежегодно 1 августа, в Первый Спа, проходило водосвятие. В 1912г. началось строительство каменного храма (Покровского) рассчитанного на две тысячи человек. Через год храм был вчерне готов и 16 ноября 1914г. состоялось освящение придела ап. Иакова, а 4 января 1915г. архиепископ в сослужении 4 епископов 12 священников 4 диаконов освятил главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Громовское старообрядческое кладбище было официальной резиденцией старообрядческих епископов Петроградских и Тверских.

К 1930г. Успенская церковь была разобрана самими прихожанами, так как Советское государство не могло допустить существование рядом двух храмов. Однако это не спасло Громовское кладбище от дальнейшего разорения. К 1927 году на кладбище ещё сохранялось основанное до революции старообрядческое общество им. протопопа Аввакума их адресом числилась Старообрядческая ул. дом 6.

В 1932г., при трагических обстоятельствах, был закрыт Покровский храм. В Великий пост, на «Марьино стояние», поздно вечером, одновременно, НКВД были проведены аресты всех активных прихожан (самому младшему было 12 лет) всего около 160 человек. В том числе был арестован и владыка Геронтий. Большинство из них получили по 10 лет за «контрреволюцию». А в 1934 году Покровский храм был взорван.

Территория кладбища в советское время сократилась с 4 га. до 0.9 га. На части территории кладбища расположились склады и проложена ж.д. ветка. Вот как описывают Громовское кладбище городские печатные издания «… До наших дней на кладбище уцелело немного старых памятников и могил, несколько полуразрушенных надгробий, руины надмогильных часовен, два больших чугунных креста. По-видимому кладбище обречено окончательно и бесславно погибнуть- формально под натиском окружающих предприятий, фактически – от людского равнодушия и жестокости. Но даже в опустошённом и заброшенном виде Громовское кладбище остаётся важнейшим материальным свидетельством целого пласта жизни старого Петербурга…». (Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб, 1993г.)

Само существование Громовского кладбища в настоящее время представляет собой некоторую загадку. Находившееся рядом новообрядческое (Митрофаньевское) кладбище полностью снесено. В 60-е годы принято решение горсовета о сносе Громовского кладбища, и остаётся не ясным, почему эта судьба его миновала. В данное время инициативной группой, Покровской общины СПб, проводится реставрация надгробий еп. Виталия и других священнослужителей. По архивным материалам определено местонахождение Успенской церкви. 29 сентября 2002г. в воскресение, после праздника Воздвижения, у местонахождения алтаря этого храма был освящен и установлен большой шестиметровый деревянный крест.

You have no rights to post comments