Как добратьсяvolk-prav

От станции метро "Лиговский проспект" к кладбищу ходит автобус № 57, трамваи №№ 10, 25 и 44, а также ряд маршрутных такси. В конце Расстанной улицы Вы увидите каменные ворота с двумя боковыми калитками и шпиль колокольни Воскресенской церкви за ними. Это и есть главный вход на кладбище.

 

Историческая справка

И на старом Волковом поле,
Где могу я рыдать на воле
Над безмолвием братских могил.
А. Ахматова. "Поэма без героя".
 

Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.

Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.

Второй по времени возведения (1837-1842) каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.

На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь (1850-1852), которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения". До наших дней эта церковь не сохранилась.

Четвертым (1885-1887) каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

1910-1918 гг.. - построена церковь Успения Пресвятой Богородицы (архитектор А. П. Аплаксин, не сохранилась).

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки. В 1932 году была снесена Успенская церковь, а в 1935 - Всесвятская. В 1937 годуСпасскую церковь перестроили под цеха завода "Монументскульптура".

Но, не смотря на разрушения 30-х годов, на Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.

На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

 

Мифы и легенды

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.

В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.

20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

You have no rights to post comments